16+

Газета «Заветы Ленина»

Главная / Статьи / Наш Ольгинский народный
05.04.2017 16:15
  • 74
  • 3

Наш Ольгинский народный

Фото из арзива музея

Наш поселок удален от культурных центров. Поэтому, такое большое значение имел наш народный театр в жизни района. Более 190 актеров и 8 режиссеров прошли через сцену Ольгинского театра.

В этом году исполняется 65 лет со дня официальной даты постановки первого спектакля «Свадьба с приданым» в п. Ольге. По воспоминаниям Николая Михайловича Босова, записанным Люцией Мефодьевной Тарасовой, зимой 1950-1951 годах произошло важное событие в культурной жизни поселка — родился первый драматический коллектив и прошел первый театральный сезон. Сценарий будущего спектакля нашли где-то в журналах Николай Петрович Емельянов – худрук РДК, бывший участник войны с Германией и Японией, ставший режиссером и директор РДК – Леонид Федорович Пиликин. Сценарий всем понравился: сельская жизнь, веселые и близкие герои, много музыки, песен, частушек. Все умели петь и плясать, поэтому спектакль вышел такой веселый. Главную героиню Ольгу играла Клавдия Петровна Дукачева. Кстати, она в это время работала инспектором отдела культпросветработы. А со своим мужем познакомилась в Ольге, напротив нашего музея. В то время вокруг поселка было много воинских частей. Молодые офицеры часто приезжали в поселок. А пойти особо было некуда. Все кюветы в Ольге были мелкими, заросшими травой. Группа офицеров, устав бродить по поселку, легла на траву в кювете. Мимо шла девушка Клавдия. Офицеры с ней заговорили, а один поднялся и пошел рядом. Поженились они в 1952 году. И увез муж нашу первую театральную примадонну в Ленинград. Мария Серафимовна Ломанова играла младшую сестру Галю. Они пели вдвоем с Клавдией: «На крылечке твоем, каждый вечер вдвоем….»

Задник нарисовал Л.Ф. Пиликин. Все на сцене было натуральное: пеньки от деревьев, снопы искали по всему району – нашли в с. Ветка, траву изображала морская капуста. Спектакль имел успех необыкновенный. Всех зрителей вместить малый зал РДК не смог, поэтому спектакль ставили несколько вечеров подряд. Ездили с ним по всему району и в воинские части.

Кутянов Генадий Васильевич

Новый режиссер Иван Иванович Чепурный поставил следующий спектакль «Любовь Ани Березко» в 1955 году. А всего им было поставлено 5 спектаклей. Спектаклем «Барабанщица», поставленный в 1963 году, драматический коллектив добился звания «народный» театр, присвоенное в 1964 году. В этом спектакле Нину Снежко играла Лидия Чушева, а другие роли исполняли учителя Ольгинской школы Л.Г. Солдатова и Клокова. О нем писала районная газета в номере от 09.04.1963 г.

В 1960 году помощником режиссера, а потом и режиссером была до 1970 года – Нина Федоровна Токалова. Она вспоминает: «В 1968 году после спектакля за кулисы пришла незнакомая девушка и спросила, какие надо сдать экзамены, чтобы попасть в наш театр. Глаза ее горели, она была готова хоть сейчас идти играть на сцену. Это была Полина Николаевна Хиневич (Артеменко)».

Валерий Васильевич Коростылев вспоминал, что в театр он попал в 1971 году. В то время его режиссером была молодой, энергичный специалист Валентина Нестеренко (по мужу Крупянко). Коростылев играл роль жениха в спектакле «Ласточка».

В 1972 приехал в Ольгу студент-практикант из Хабаровска Сергей Сергеевич Худобин. Это был молодой одаренный, жизнерадостный человек. Он жил одним театром. Его первой работой был спектакль «Трибунал». А после защиты диплома Сергей вернулся в Ольгу, в полюбившийся ему творческий коллектив. Он поставил 5 замечательных спектаклей. Работал профессионально, с увлечением. Спектаклю «Женатый жених» выпала честь защищать наш район во Всероссийском смотре участников сельской художественной самодеятельности в 1973 году. На нем коллектив получил звание дипломантов, а Полина Хиневич стала лауреатом смотра.

С апреля 1978 года режиссером работает Лидия Ивановна Бредова. Маленькая ростом, кругленькая, подвижная она встречала всех приветливой улыбкой, иногда ироничным восклицанием. Была прекрасной драматической актрисой. В основном, играли отрывки из спектаклей, с которыми объездили все села района и полевые станы. Потом был большой перерыв в истории театра, когда некому было работать.

С 1983 года по 1985 год режиссером работает Елена Геннадьевна Волкова (Шалдыгашева). Ею поставлен хороший спектакль «А зори здесь тихие…».  Главную роль исполнял В.В. Коростылев, играли две его дочери. Спектакль шел на одном дыхании.

Я пришла работать в отдел культуры в апреле 1984 года. В Доме культуры совсем не было специалистов. Нужно было искать специалистов, переманивать их из других организаций. Е.И. Мангушеву я уговорила вернуться из библиотеки, М.Г. Савина перейти из фильмотеки РОНО. Сложнее было с театром. Мне подсказали, что справиться с работой режиссера может П.Н. Артеменко. Да и она не возражала, хотя сомневалась. Уговаривали ее актеры и я целый год. Испортились отношения с Василием Нестеровичем Костюком, зав. райфинотделом, где работала Полина Николаевна. Как только я появлялась в отделе, Василий Нестерович сердился, у него портилось настроение, очень эмоциональный был человек. Самая большая проблема была в том, что зарплата Артеменко была намного выше, чем платили в отделе культуры. Но Полина Николаевна все же решилась перейти в народный театр весной 1985 года. Не каждый способен на такой поступок, а она его совершила. При ней был самый плодотворный, продуктивный и продолжительный период в жизни театра. Она сумела создать дружный актерский коллектив, который объединял людей увлеченных, любящих театральное искусство. Выпускались спектакли, работал детский коллектив «Спутник», проводились вечера, актеры активно общались. Все спектакли оставили заметный след в жизни поселка, каждый выпуск — праздник для любителей театра, но мне запомнились отдельные моменты. Спектаклем «Говори…» по пьесе А. Буравского театр в 1987 году подтвердил свое звание. После поездки во Владивосток, где выступал на сцене краевого Дома молодежи, удостоен звания лауреата Всесоюзного фестиваля народного творчества. В нем принимал участие самый большой состав театрального коллектива — более 30 человек, в основном мужчины. Во Владивостоке специалисты удивлялись, как Полине Николаевне удалось привлечь в спектакль столько мужчин. Вот какое авторитетное мнение было у А. Бугреева, актера Приморского краевого театра им. Горького: «Театр покоряет зрителей масштабностью постановки, общей атмосферой спектакля. Отличны все актерские работы, чувствуется опытная режиссерская рука».

Бредова Лидия Ивановна

Полина Николаевна Артеменко о театре в 1990 г.: «Наш театр — часть истории нашего района, культурная часть, духовная. Ведь даже жители соседних районов признали наш коллектив и многих актеров помнят в лицо. Нас очень дружелюбно встречают в Лазовском районе и упорно приглашают кавалеровцы».

Выступая на клубных сценах района, артисты совершенствовали свое мастерство. Коллектив выезжал в с. Веселый Яр, с. Милоградово, п. Ракушка, с. Пермское, с. Серафимовка, п. Моряк- Рыболов и другие села.

Когда-то на «капустник», т.е. обыкновенный пирог с капустой, к знаменитому актеру Щукину сходились друзья, и каждый приносил свой гостинец: новую песню, танец, юмореску, бывало и сценку разыгрывали. Вот такой капустник в 1994 году приготовили к юбилею театра наши актеры. В нем участвовали герои разных эпох и времен. Он пришелся по вкусу зрителям.

В 1996 году готовили спектакль «Твой милый образ…» ко Дню Победы. Полина Николаевна поставила мне ультиматум — нужны Красные знамена или спектакля не будет. Я вспомнила, что такие знамена были у А.А. Бородулина в кабинете. Пошла к нему, он говорит: «Не знаю, где они. Сходи в сельхозуправление, спроси». Я пошла к девчатам, они плечами пожимают, ничего не знаем, куда делись — неизвестно. Тут уж я рассердилась. Вернулась к Бородулину — «Да вы знаете, что мы в партию людей принимать будем перед штурмом Берлина, в разрушенном подвале, а без знамен никак!». Убедила, знамена получила. Сцена в спектакле была торжественной и горькой, даже слезы выступили. Актеры играли вдохновенно. А знамена я потом уговорила передать в музей.

В 1999 году старейшему народному театру края пришло поздравление от губернатора Приморского края Е.И. Наздратенко. Жаль, не знаем, сохранилось ли оно. Самый последний и самый смешной, великолепный спектакль — водевиль и актерский коллектив – это «Аз и Ферт», вызвавший восторг зрителей. Наша семья смеялась весь спектакль. Кажется, там и выделить кого-то одного невозможно. Все играли замечательно!

Полина Николаевна Артеменко режиссер от Бога. Она зажигала всех своим талантом, личными качествами, одержимостью. При Полине Николаевне театр возродился, подтвердил свое звание, заблистал. За 12 лет работы ею поставлено 10 детских и 12 «взрослых» спектаклей. Большими помощниками были художник — декоратор Г.В. Кутянов, костюмер В.П. Ломанов, свето и звукотехник М.Г. Савин.

Сегодня на общественных началах с удовольствием занимается с людьми, влюбленными в театр Елена Геннадьевна Шалдыгашева. Ко Дню театра они готовят спектакль по пьесе «Вирус любви». Это уже второй спектакль, поставленный Еленой Геннадьевной.

Международный день театра – профессиональный праздник мастеров сцены. Он был установлен 9 конгрессом Международного института театра 27 марта 1961 года. К юбилеям коллектив актеров и любители театра собираются на встречу в районном музее, собирались и в РДК. С легкой грустью вспомнили этапы творческого пути, сцены из спектаклей, актеров и роли. Отвечали на вопросы театральной викторины, общались, отдыхали и признались, что с удовольствием вышли бы на сцену. Хочется, чтобы такие встречи были регулярными и традиционными.

Неоценим вклад театра в развитие культуры нашего района. Все те годы театральный коллектив радовал и восхищал ольгинцев своими спектаклями. С Днем театра всех нас!

При подготовке статьи были использованы материалы Л.М. Тарасовой.

Артеменко Полина Николаевна

Автор: Назарова Е.В., Кишко В.А.
Заведующая районным историко-краеведческим музеем

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх