12+

Газета «Заветы Ленина»

Главная / Статьи / Портрет одного сельского учителя.
10.10.2017 09:05
  • 322
  • 1
  • 2

Категории:

В печати не опубликовано!

Портрет одного сельского учителя.

Кто они – сельские учителя? Насколько квалифицированы и чем отличаются от городских коллег?

Честно говоря, эти вопросы я нахожу унизительными, но все же, считаю своим долгом пролить на них свет. И вот почему.

Этот учебный год я провожу в Ницце, где изучаю французский язык. Наши преподаватели, изящные француженки с потрясающими голосами, прекрасно знают свое дело: начав обучение с нуля три недели назад, я уже могу весьма сносно изъясняться с местным населением. Но не у всех в моей группе дела обстоят также хорошо. Моей соседке по парте Кристине, коренной москвичке, французский дается не так легко. Пусть и весьма самонадеянно, но я все же решилась дать ей совет, так как всю сознательную жизнь изучаю иностранные языки: многие французские слова отдаленно напоминают английские, поэтому даже если слово не знакомо, легко догадаться какого его значение. Но ответ, который я получила, заставил меня по-настоящему разозлиться! «О чем ты говоришь, какой английский! Ты же знаешь, как преподают в наших российских школах!» — заявила мне Кристина. Позже, когда я упомянула, что заканчивала сельскую школу в маленьком поселке Приморского края, она и вовсе изумилась: «И ты что-то там выучила?». Не думаю, что она даже имеет представление, где находится Приморский край, но речь сейчас не об этом.

Мне стало невероятно обидно и горько за сельские школы, за всех преподавателей, и больше всего за свою потрясающую учительницу английского языка, Боженко Татьяну Александровну, которой я обязана всеми своими достижениям в области науки и образования.

Эта потрясающая женщина была преподавателем от Бога. Оставив преподавание в гимназии Усть-Каменногорска в середине восьмидесятых годов, вместе с мужем и дочерью она переехала в маленький поселок Приморского края, где стала преподавать в Веселояровской средней школе. Талантливая и активная, она была влюблена в свою работу, и этой своей безграничной любовью покоряла сердца своих учеников и коллег.

Наверное, несмотря на мое негативное отношение к ярлыкам «сельский учитель» — «городской учитель», все же Татьяна Александровна целиком относилась к категории первых. На мой взгляд, отличительная особенность учителя из глубинки заключается в умении совмещать в себе качества и педагога, и психолога, и товарища, и воспитателя. Так как в маленьких поселках просто нет возможности посещать профессиональные кружки и внешкольные занятия из-за отсутствия танцевальных, художественных, спортивных и прочих специализированных школ, подростки очень легко склоняются к употреблению алкогольных напитков и порой даже наркотических препаратов.  И для того, чтобы не дать детям загубить свои судьбы таким нелепым способом, сельские учителя идут на многое, чтобы помочь своим ученикам найти призвание в жизни, устроить их досуг, заинтересовать чем-то поистине важным, а так же помочь разрешить их подростковые проблемы. Ведь психолог в сельской школе – невиданная роскошь.

Татьяна Александровна всегда придумывала интересные мероприятия, для того, чтобы задействовать как можно большее количество своих учеников. Одна из таких учениц, Ольга (Короткова) Фоменко, вспоминает: «Я помню, как мы ездили во Владивосток и выступали на сцене Дальневосточного Государственного Университета в конкурсе Шоу Талантов на английском языке. Наша постановка заняла 2 место по Приморскому краю! Вот это великое достижение великого учителя! Тогда нашу сельскую школу узнал весь край.»

Действительно, такие поездки организовывались ей ежегодно, и, так как средств у школы на данные мероприятия не было, финансирование Татьяна Александровна нередко брала на себя.  Несмотря на сложности, она отбирала участников не только среди одаренных детей, а напротив, старалась задействовать всех, найти место в постановке для каждого.

«Конечно, с моими знаниями, мне только дерево играть в сценке. – вспоминает Наталия Балуткина (Стрелец). — А вот моя лучшая подруга была в каждом эпизоде в главных ролях. Я безумно ей гордилась. И мне так хотелось быть рядом с ней. Тогда ко мне подошла Татьяна Александровна и сказала: «Ты, Стрелец, будешь у нас стилистом». Сказать, что я была безумно рада – ничего не сказать! Она мне дала почувствовать себя нужной в таком большом деле.»

Что касается ее прямых учительских обязанностей, наша «англичанка» отличалась строгостью. Ее основной задачей было выжать из учеников максимум, у каждого он был свой. И как результат, у многих выпускников нашей школы в университетах иностранный был в приоритете. Марина Назарова (Уваровская) вспоминает, что была освобождена с отметкой «отлично» от гос. экзамена по английскому языку, так как была лучшей с первых дней в своей студенческой группе. Екатерина Микаилова (Пашинская) занималась с Татьяной Александровной дополнительно, так как та разглядела Катину склонность к языкам. Как результат, Екатерина поступила и с отличием окончила факультет корейского и английского языков в Дальневосточном Федеральном Университете города Владивостока. А Ольга Короткова (Фоменко) чувствовала себя более, чем уверено в своем Вузе, так как ее знание английского было лучше, чем у ее городских одногруппников.

Конечно, не у всех дела с языком обстояли прекрасно. Были и троечники, и тунеядцы, наверное как везде. Но Татьяна Александровна знала как повлиять и на них. В разговоре со мной Наталия Балуткина (Стрелец) упомянула следующий случай: «Помню, как наша команда троечников, уже в старших классах, урок за уроком была не готова. Нас приговорили к двойкам в четверти по английскому языку. Но куда нам, балбесам, что-то учить, четверть почти заканчивалась и времени было катастрофически мало. И тогда мы перевоплотились из рядовых троечников в команду тимуровцев: оставались после уроков и делали косметический ремонт в каком-то школьном кабинете. В один из наших «рабочих» дней заходит Татьяна Александровна, видит недетскую усталость на наших лицах и говорит: «В общем так, заканчивайте свои страдания, каждому в четверти ставлю 4, но в уме 2». Сейчас, повзрослев и став родителем, я поняла ее поступок: она отнеслась к нам не как учитель, а скорее как мама! Она знала, что хорошую оценку умом нам до конца четверти не заработать, поэтому позволила сделать это трудом.»

Ученики Татьяны Александровны давно повзрослели, сами стали успешными людьми, родителями, разъехались по городам России, и даже за рубеж. Но все, к кому я обратилась с просьбой написать о ней пару слов, откликнулись. Не было ни одного человека, который отмолчался. Все как один упоминали ее потрясающую внешность, талант, неиссякаемую энергию.  Таким приятным сюрпризом было узнать, что двое из ее учениц стали преподавать английский и ссылаются именно на Татьяну Александровну как на пример для подражания. Оказывается, она сумела привить любовь к языкам не только мне, но и другим «своим детях»: так, например, Елена Парфенова окончив нашу сельскую школу продолжила обучение в МГУ, а позже переехала жить в Европу. Дарья Калаческая, моя одноклассница, успешно работала в США, ну а родная дочь Татьяны Александровны, Анна Боженко, стала топ-менеджером в крупной шведской компании, где английский является основным средством коммуникации.

Будет правильным упомянуть и себя, младшую дочь Татьяны Александровны, моей такой звездной и невероятной мамы: я сама в совершенстве владею английским языком, говорю на китайском, и французский, я уверена, станет следующим в моем лингвистическом списке.

К сожалению, такого светлого педагога больше нет с нами: мама трагически погибла в феврале 2007 года. Ее коллеги и бывшие студенты до сих пор шлют мне длинные письма о том, как не хватает ее присутствия в школе и в их жизнях.

Моя мама была сельским учителем. А еще первоклассным учителем. И эти два понятия отнюдь себе не противоречат. Оглянитесь вокруг, многие успешные люди, которые нас окружают, выходцы далеко не гимназий и частных лицеев, а простых сельских школ. Но они стали в конечном итоге теми, кем стали не без помощи своих учителей, которые изо дня в день вкладывали свои силы, знания, веру и любовь в своих учеников.

Автор: Козырина Александра

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Комментарии (1):

Балуткина Н. (natalibalutkina) , 11.10.2017 14:40 #

Очень хорошая!!!! Поучительная статья..... заслуживает место на первой странице газеты!!! Лично от себя автору желаю всего самого  наилучшего!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх